Этери Тутберидзе Аделина Сотникова Алена Леонова Елена Водорезова (Буянова) Елизавета Туктамышева Ксения Макарова Юлия Липницкая Алексей Мишин Полина Шелепень Фигурное катание

Мы продолжаем нашу сагу о рождении новой эры женского одиночного в России. 

Ссылки на предыдущие главы: Часть 1, Часть 2, Часть 3. 

С 26 по 29 декабря 2010 года в столице Мордовии Саранске проводился очередной Чемпионат России по фигурному катанию на коньках. За последнее десятилетие Саранск принял 3 раза главное ледовое соревнование страны, и закрепил за собой звание одной из столиц и центров фигурного катания, поскольку не считая ЧР, в Саранске проводились и до сих пор активно проводятся соревнования совершенно различного уровня от юниоров до взрослых. Почему так получилось? Говорили, что жена кого-то из руководства города была большой фанаткой фигурного катания, вот и пошло-поехало. 

Начало сезона 2010-2011 было довольно скудным на медали для российского фигурного катания, а в Финале Гран-При 2010 года все наши взрослые фигуристы и вовсе остались без наград. Зато по юниорам жизнь потихоньку налаживалась. И в частности, в Финале Гран-При среди юниоров две первые строчки заняли восходящие звезды женского одиночного катания Аделина Сотникова и Елизавета Туткамышева, которые наконец-то достигли возраста, позволяющего им выступать на серьезных международных соревнованиях. Не так радужно шли дела у Алёны Леоновой, которая сумела стать 3-ей на NHK Trophy, но безнадежно провалила серию на Cup of Russia, заняв на домашнем этапе Гран-При лишь 9-е место. Практически идентично шли дела у Ксении Макаровой — 2-е место на Skate Canada и лишь 7-е на том же Cup of Russia. 

Всем им предстояло вновь выяснить отношения и на Чемпионате России, куда прибывали всё новые и новые лица. Так, Чемпионат России 2011 ознаменовался возвращением молодого тренера Этери Тутберидзе, которая на сей раз привезла на него не только уже зарекомендовавшую себя Полину Шелепень, но и 12-летнюю Юлию Липницкую, которая пока что только готовилась стартовать по юниорам в сезоне 2011-2012. Полина же относительно успешно провела серию юниорского Гран-При, пройдя в Финал, но, к сожалению заняв там только 5-е место. 

Среди новых интересных дебютанток ЧР были Роза Щевелёва и Полина Коробейникова

О том, что женское одиночное на Чемпионате России будет интересным, несмотря на то, что большое количество участниц турнира ещё не может выступать по взрослым говорила даже Ирина Слуцкая, которая особенно отмечала катание Сотниковой, Туктамышевой и Шелепень. 

Транслировал ЧР снова НТВ Плюс, к микрофону в компанию Василия Соловьёва вернулась Татьяна Анатольевна Тарасова. 🙂

Итак, перейдем непосредственно к прокатам.

А хороших прокатов в короткой программе было немало. Например, прокат Полины Коробейниковой, очень талантливой юниорки, подопечной Виктории Волчковой. Полина с первого взгляда влюбила в себя многих своей легкостью, элегантностью, классическими линиями и выразительностью катания. Поля всегда выглядела немного старше своих лет и уже тогда было понятно, что она вырастет в высокую статную девушку. Откатала она короткую замечательно, выполнив чисто тройной флип — тройной тулуп, тройной риттбергер и двойной аксель, а также продемонстрировав очень красивую музыкальную дорожку шагов. Правда, оценили Полину довольно скромно, она набрала 53,62 балла. 

Её тезка Полина Агафонова, воспитанница Алексея Урманова (ах, Алексей ещё был так молод и красив 10-11 лет назад!) выглядела куда более юной. Она подавала очень большие надежды, и уже выигрывала за год до этого Первенство России и была третьей на ЮЧМ. Короткая программа под «Коробушко» Полине удалась на все сто. Каскад тройной лутц- тройной тулуп, риттбергер и двойной аксель, выполненный со сложного захода со спирали. Девочке удалось прекрасно выразить настроение своей музыки и докатать программу на прекрасной скорости. Трибуны не могли не откликнуться на такое прекрасное исполнение. За прокат Агафонова получила 58,62 балла. 

Ну и третья наша Полина — Полина Шелепень. Прокат у воспитанницы Этери Тутберидзе под современную обработку «Лебединого озера» не задался. Из-за плохого выезда с тройного лутца она не смогла прицепить к нему тулуп, поэтому ей пришлось цеплять хотя бы двойной тулуп к риттбергеру, чтобы не остаться без каскада. Сама программа выглядела лохматой в прямом и переносном смысле, это был как раз тот случай, когда насышение транзишенами выглядело скорее излишеством, чем инновацией, хотя, конечно, на итоговую оценку это повиляло: Полина не проиграла своей тёзке Коробейниковой, набрав 53,89 баллов. 

Прокат КП Полины можно посмотреть ЗДЕСЬ в очень неплохом качестве. На удивление спокойный и более менее адекватный комментарий Тарасовой о том, что к сожалению, у Полины Шелепень нет хороших базовых навыков катания и с разладившимися прыжками ей уже сложнее на что-то претендовать.

Софья Бирюкова, которая годом ранее на ЧР-2010 была лидером после короткой программы, а также сенсационно обошла лидеров сборной на Гран-при Cup of Russia, став 6-й, на ЧР-2011 КП откатала не идеально. Не получилось хорошего выезда ни с каскада 3Т-3Т, ни с риттбергера. Хотя сама программа под «Тоску» Пуччини была выкатана хорошо и не потеряла в качестве из-за помарок на прыжках. Оценка составила 59,49.

Одна из лидеров соревнований Елизавета Туктамышева выступала со своей короткой, которую я считаю одной из лучших в ее долгой карьере: «Harem» R.E.G. Project в постановке Георгия Ковтуна. Вообще он хорошие программы ставил Лизе… К сожалению, как и год назад Лиза упала с тройного лутца («Поспешила» — сказала Тарасова), поэтому ей пришлось цеплять двойной тулуп к риттбергеру — по сути проделать то же самое, что Полина Шелепень. С двойным акселем, разумеется, никаких проблем не возникло. Несмотря на обидную ошибку, малютка Лиза ни разу не сбилась ни с одного шага программы, порхая по катку как экзотическая бабочка, доделывая все хореодвижения в такт музыке. Безусловно, стоит согласиться с Татьяной Анатольевной, что в катании, интерпретации музыки Елизавета за год сильно прибавила. Оценка Лизы за КП — 56,30. 

Алёна Леонова подошла в достаточно неплохой форме к этому Чемпионату России. Короткая программа сезона 2010-2011 — Suite ILBidone Нино Роты, образ — клоунесса. Этот образ так приклеился потом к Алёне, что неофициально на форумах ее так и называли. Впервые в своей карьере Алёна на ЧР исполнила каскад 3-3 из тулупов, который всё же сумела освоить, но на одиночном прыжке — флипе совершила ошибку, а также не додержала вращение. Но в целом, это была гораздо более уверенная в себе Алёна, нежели годом ранее. Оценка за КП — 60,14.

Не знаю, почему Василий Соловьев в трансляции говорил, что Аделина Сотникова «защищает» свой титул. Видимо, забыл, что она год назад его потеряла и вообще в призах не была. Аделина снова смело пошла на каскад тройной лутц — тройной риттбергер, но на втором прыжке потеряла равновесие. Далее она исполнила тройной флип, совершенно неотличимый от лутца и двойной аксель. Программа под вальс Иоганна Штрауса у Аделины, которую они с тренером оставили ещё на сезон, честно говоря, ничем не впечатляла. Да, Адель выделялась прекрасным скольжением и красивыми спиралями, но чем конкретно этот прокат, тем более с грубой ошибкой, был лучше тех же Агафоновой и Коробейниковой, чтобы ставить ему на 10 баллов больше? А Аделина получила 63,79 баллов. Главной надежде Сочи прощали всё.

«Очень интересная девочка, с абсолютной растяжкой» — так охарактеризовала Тарасова крошку в светло-зелёном платьице. Это была 12-летняя Юлия Липницкая. Девочка действительно поражала воображение, причём сразу и навсегда. И дело было не только в уникальной растяжке — а ведь сколько лет прошло — никто больше не делает Липницкая-спин, разве что только юльман. В Юле было что-то особенное, что мгновенно приковывало взгляд. В ней тогда уже чувствовались задатки только ей присущей пластики, каждое ее движение было очень мягким, но при этом очень точным. В КП Юля исполнила каскад из тройных тулупов, флип и дупель — всё чисто. Оценка — 59,13.

И, наконец, короткая программа действующей чемпионки России Ксении Макаровой. Что и говорить короткие у Ксюши получались гораздо чаще произвольных. Так и в этот раз — просто бомбический прокат под музыку Дидюли в ритме пасодобля. За прошедший год Ксения ещё больше похорошела и ещё презентабельнее стала смотреться на льду. В русской американке по-прежнему ощущался этот неуловимый заокеанский лоск и элегантность, которые всегда отличали североамериканскую школу женского одиночного катания. Каскад из двух тройных тулупов, риттбергер, двойной аксель — все было выполнено очень хорошо, и это не считая того, какое шикарное впечатление производила сама постановка и Ксюша в ней. 64,16 — оценка за прокат и 1-е место после короткой программы.

«Я очень довольна сегодняшним прокатом, но подождите — ещё все впереди. Не могу сказать, что выложилась полностью, скорее, сделала именно то, что нужно было. Показывать максимум не было необходимости, иначе устанешь, а произвольная программа у меня очень насыщенная.

Мне очень нравится катать эту испанскую программу. Нравится входить в образ, делать все эти характерные танцевальные движения руками, ярко красить глаза, «стрелять» взглядом. Ведь в обычной жизни я практически не пользуюсь косметикой. Но главное, конечно, с огоньком в глазах откатать на «отлично». Думаю, испанскую музыку я могу выразить лучше, чем какую-то другую», — рассказала Ксения Макарова после проката короткой программы.

Произвольная же программа была, как всегда полна сюрпризов.

Полина Шелепень откаталась не без ошибок, но прокат ее произвольной под попурри из русского фольклора был действительно одним из лучших в том сезоне. В начале программы Полине удалось приземлить каскад из двойного акселя и тройного тулупа, ещё один дупель вышел с помаркой, а также она поборолась за каскад 3Lz-3T. К сожалению, была допущена ошибка на 3F, вместо которого фигуристка сделала «бабочку», были недокруты на каскаде 3Lz-2T-2T. Результат Полины после двух программ — 159,03. В целом, прокатала спортсменка с хорошим настроением и пониманием программы. Татьяна Тарасова хотя и отметила, что это был лучший прокат Полины в сезоне на текущий момент, похвалила программу за сложность, но снова раскритиковала качество ее катания и слабую рёберность.

Прокат Полины можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Ещё одна Полина — Полина Коробейникова — катала свою произвольную программу под уже каноничный «Otonal» Рауля де Бласиу. Забегая вперёд, скажу, что спустя год, на Чемпионате Европы 2012 эта ее программа станет настоящей сенсацией и звёздным часом. Но и тогда, в декабре 2010 года «Otonal» Коробейниковой производил впечатление, даже с помарками. Среди своего поколения российских фигуристок Полина была, пожалуй самой элегантной спортсменкой. «Выплывала словно зорюшка, белоснежная лебёдушка» — эти строки Сергея Есенина были написаны как будто про Полину. В прокате ей покорились каскад из тройного флипа и тройного тулупа, а также ойлерный каскад из дупеля и тройного сальхова. Видимо, ещё и сырость и невкатанность программы привели к тому, что спортсменка завершила прокат позже музыки. Через год уже с другой конфигурацией музыки и измененным контентом программа подопечной Виктории Волчковой будет смотреться совсем иначе. Общая оценка за две программы у Полины составила 152,15.

Третья наша Полина — Полина Агафонова катала свою произвольную программу под задорную и жизнерадостную музыку Имре Кальмана. Сейчас об Агафоновой едва ли вспоминают, но после выигранного в 2010 году Первенства России и медали ЮЧМ, фигуристка была одной из тех, кто считался очень перспективной. У неё действительно были и качественные прыжки, и приличная скорость, хотя в выразительности катания она уступала той своей тёзке Коробейниковой. Увы, произвольная у воспитанницы Алексея Урманова на редкость не задалась. Начало было очень бойкое, включая каскад из тройного лутца и тройного тулупа, но затем спортсменка сорвала аж три прыжка, и уже не могла претендовать на высокие места. Итоговый результат — 154,48.

Софья Бирюкова выступала с произвольной программой на довольно популярную в фигурном катании музыку «Danse Macabre» Сен-Санса. Что всегда отличало учениц Виктории Волчковой — это плавность и мягкость движений, поскольку наверняка они копировали свою наставницу, которая во времена своей спортивной карьеры именно этим и славилась. Соня была ещё и очень артистичной девушкой, но чего-то ей всегда не хватало, как правило, внутренней уверенности в себе, что и проявилась в прыжках: в первой половине программы фигуристке не удалось чисто выполнить ни одного прыжкового элемента. И лишь под финал Соня смогла собраться, к тому же выкатать наотмашь довольно сложную по тем временам дорожку шагов. За две программы Соня набрала 159,14 баллов.

Как отметила Татьяна Тарасова, если бы даже Ксения Макарова сумела выполнить весь свой контент навряд ли она смогла бы удержать первое место. Но вполне вероятно, что Ксюшу бы не обидели компонентами, выкатай она всё запланированное. Однако программа под музыку из «Эвиты» Эндрю Ллойда Вебера получилась у Ксении весьма неровной, начиная с первого каскада из двух тройных тулупов, где на втором прыжке фигуристка допустила недокрут и степ-аут. Были и помарки на выездах, и падение на заходе на прыжок и не очень уверенное вращение. Вероятно, уже тогда Ксению начали мучать травмы.

«Не могу объяснить, что сегодня случилось. Правда, не знаю. Подустала, наверно. У меня недавно была травма, потом я заболела. Из-за этого на тренировках делала не так много прокатов. Я еще не подвожу каких-то итогов, мне есть еще, куда стремиться» — рассказала Ксения в интервью после проката.

Вскоре после Чемпионата России было объявлено, что Ксения перебирается из Нью-Джерси в Санкт-Петербург, чтобы тренироваться у Евгения Рукавицына, который только что тогда пришел к своему первому значимому тренерскому успеху — его воспитанник Константин Меньшов стал чемпионом России 2011.

Елизавете Туктамышевой предстояло повторить свой прошлогодний подвиг и вернуть себе медаль Чемпионата России. Вероятно, по каким-то причинам было принято решение не рисковать, и программа (прошлогодняя, на музыку «Астурия» Исаака Альбениса) была выкатана с без единого каскада из двух тройных, но зато и идеально выполненными всеми прыжковыми элементами. На великолепной скорости была исполнена дорожка шагов. За произвольную программу спортсменка получила 124,41 балла, итоговый результат — 180,71 балла.

21-летняя Алёна Леонова продолжала бороться за выживание среди стайки юных девушек-тинейджерок. В сезоне 2010-2011 это было под саундтрек к фильму «Иствикские ведьмы». И Алёне удалось выдать лучший на тот момент прокат сезона. Сразу было видно, что спортсменка подошла к Чемпионату России в очень хорошей форме. В программе была только одна видимая помарка на тройном флипе, а в остальном всё было исполнено превосходно, включая пролётный каскад из двух тройных тулупов, который станет на все ближайшие сезоны визитной карточкой Алёны. После успешно исполненного сальхова, фигуристка необычайно воодушевлённо докатала свою программу, на настоящем спортивном кураже. А уж артистичности Алёне было всегда не занимать. 127,54 — оценка за произвольную программу и общая сумма баллов — 187,68. От переполнявших её эмоций спортсменка расплакалась, ещё даже не дойдя до Kiss&Cry.

12-летняя Юлия Липницкая была на этом Чемпионате одной из тёмных лошадок, несмотря на то, что в том сезоне уже проявляла себя на внутренних соревнованиях. Очень серьезная, сосредоточенная девочка, которую с большим вниманием опекала её тренер Этери Тутберизде. Мне лично уже тогда стало ясно, что Юле суждено стать большой звездой. С очень боевым настроем откатала она свою произвольную под ремикс «Хабанеры» из «Кармен». В ее арсенале ещё не было таких сложных каскадов, как у ее одногруппницы Полины Шелепень, зато Юлия великолепно делала каскад 2А-3Т-2Т, который стал одним из её фирменных каскадов. Было видно, что под финал программы спортсменка немного устала, но как прилежная ученица она доделала все элементы, включая свои уникальные вращения, которые сразу привлекли внимание специалистов и болельщиков.

За свой прокат Юлия Липницкая получила 117.14, общая оценка составила 176.27.

Трудно поверить, что этому жизнерадостному ребёнку недавно исполнилось уже 22 года. Time flies.

А Татьяна Анатольевна не преминула рассказать в эфире НТВ Плюс, что она дала несколько ценных советов Этери Георгиевне по поводу того, как следует им в их группе работать над хореографией и навыками скольжения. 🙂

Аделина Сотникова сумела вновь завоевать титул Чемпионки России, показав практически безупречный прокат под «Рондо каприччиозо» Сен-Санса (эта музыка станет спустя 3 года её победной на Олимпиаде в Сочи). В этот раз Аделине покорился каскад 3Lz-3Lo, на который она зашла на сумасшедшей скорости, легок и высок был каскад 2А-3Т, все остальные прыжки были выполнены со сложных заходов, изящна и точна была дорожка, красивы спирали. Девочке поставили за ПП 133,65 с очень хорошими компонентами — на неё уже смотрели как на настоящую звезду Сочи. Общая оценка за обе программы составила 197,44.

Результаты соревнований в женском одиночном катании на ЧР-2011:

«Я довольна своим выступлением, — сказала Алёна Леонова после окончания соревнований. — У меня довольно сложные отношения с произвольной программой. Летом мне её предложила хореограф Ольга Воложинская. Сначала у меня ничего не выходило. Мы думали даже отказаться от неё, выступать со старой. Но потом стало получаться всё лучше и лучше. Я вжилась в образ ведьмы. Я вообще быстро вживаюсь в любые образы, кроме умирающего лебедя – вот это точно не моё (смеется). Огорчена ли я вторым местом? Нет. Я, конечно, не люблю проигрывать, тем более юным девочкам, но Аделина Сотникова заслужила победу – её программа сложнее, и она с ней справилась. За Аделину я искренне рада».

«К судьям у меня нет никаких претензий ни сейчас, ни вообще когда-либо, — продолжила Алёна Леонова. – Судьи всегда правы. Безусловно, к чемпионату Европы, который пройдет 24-30 января в Берне (Швейцария), я тоже буду усложнять программу. Нет, не тройными прыжками. Скорее всего, усложню какой-то каскад. Так вышло, что на чемпионат Европы я поеду первым номером, а второй будет Ксения Макарова, с которой мы большие подруги. Хотя Ксюша заняла лишь пятое место, но опередившие её Аделина Сотникова, Елизавета Туктамышева и Юлия Липницкая пока не имеют права выступать на официальных международных соревнованиях из-за возраста. Я сама в 20 лет чувствую себя ветераном! Когда вчера у мужчин выиграл мой земляк Костя Меньшов, которому 27 лет, я визжала от радости. Так что, мы еще поборемся. А вообще, это здорово, что в женском катании у нас такие сильные юные спортсменки. Сейчас отдохну несколько дней – и 3 января снова выйду на лед, начну подготовку к чемпионату Европы».

«Я очень довольна своим выступлением на этом чемпионате России, — сказала Аделина Сотникова. – Мне удалось выполнить все элементы, которые были запланированы. Немного волновалась перед короткой программой, поэтому выступила чуть хуже, чем могла. Но перед произвольной программой волнения не было совсем – и получился мой лучший прокат в сезоне. Вообще, мне выступать на взрослом чемпионате России было сложнее, чем в Китае на финале юниорского Гран-при, где я победила. Это абсолютно не связано с местом проведения чемпионата России. Мне очень нравится этот уютный каток. В Саранске замечательная публика, все прекрасно организовано. Волнение связано с тем, что приходится соревноваться с подругами и соотечественницами. Я в Саранске далеко не первый раз. Выступала здесь на Спартакиаде учащихся, дважды на чемпионате России среди юниоров. Среди юниорок сначала стала чемпионкой, а в прошлом году заняла шестое место. Зато в этом году выиграла уже взрослый чемпионат России. Сейчас я даже не могу точно сказать, где буду выступать во второй половине сезона. На взрослые чемпионаты мира и Европы меня пока не допускают по возрасту, там можно выступать только с 15-и лет. Мало того, если день «икс» 31 июня не изменится, я и в следующем сезоне не смогу выступать на этих соревнованиях, так как я родилась на пять часов позже этой даты – 1 июля 1996 года. Так что, это выступление на чемпионате России для меня (как и для занявшей третье место Лизы Туктамышевой) – всего лишь проверка своих сил».

«Но в любом случае, такое успешное начало карьеры ни в коем случае не должно успокаивать, — заметила Аделина Сотникова. – Только ежедневный труд позволит не растерять всё, что я сейчас умею. Фигурное катание – во многом непредсказуемый вид спорта. Мы все очень радовались вчера за Константина Меньшова, который впервые выиграл чемпионат России в 27 лет. Причем он действительно показывает своё лучшее катание. И я прекрасно отдаю себе отчет, что стоит немного расслабиться, как меня тут же обойдут и ровесницы, и более опытные спортсменки, например, Алена Леонова. И вообще, к моменту перехода во взрослые соревнования мне предстоит еще многому научиться».

По итогам Чемпионата России был сформирован состав на Чемпионат Европы, куда вошли соответственно, Алёна Леонова и Ксения Макарова, поскольку ни Сотникова, ни Липницкая, ни Тутамышева пока не достигли нужного возраста. «Мы очень рассчитываем на этих спортсменок в будущем, прежде всего на Олимпийских играх в Сочи» — сказал по этому поводу Президент ФФККР Александр Горшков.

К сожалению, безмедалье в женском одиночном на взрослых международных турнирах продолжилось. На Чемпионате Европы Ксения и Алёна заняли 4-е и 5-е места соответственно, причём, Ксении не хватило совсем чуть-чуть, тогда как Алёна провалила КП и не сумела отыграться. А на Чемпионате мира, который, как известно, экстренно был перенесён из Токио в Москву из-за экологической катастрофы, не хватило совсем чуть-чуть Алёне: она стала 4-ой вслед за Каролиной Костнер, причём многие считали, что Леонова заслуживала бронзовой медали; Ксения же стала 7-ой. Впрочем, оба турнира гарантировали 3 квоты для российских одиночниц на сезон 2011-2012.

Что касается девушек, то Елизавета Туктамышева взяла реванш, выиграв Первенство России. Однако на Чемпионате мира среди юниоров она опять уступила Аделине Сотниковой, выигравшей те соревнования. Для Полины Шелепень ЮЧМ-2011 сложился неудачно: она стала только 7-й.

В следующем сезоне ещё не вышедшие из юниоров Лиза и Аделина будут дебютировать во взрослой серии Гран-При — в предсочинские годы это дозволялось правилами.

Завершить этот пост хотелось бы видео, которое должно войти во все учебники по прыжковой технике — это лутц Аделины и Лизы, где в общем-то, всё понятно, касаемо рёбер. Это как раз с ЮЧМ-2011.

Ну и ещё два любопытных бонуса:

1. Видео с перлами Татьяны Анатольевны Тарасовой с ЧР-2011 под ремикс «Эй, ухнем». Возможно, этих изречений ТАТ вы ещё не слышали.

2. Коротенькое видеоинтервью Юлии Липницкой за несколько лет до дебюта на ЧР, ещё в Екатеринбурге. Кстати, там же мелькает и Макс Палыч Ковтун.

Источники фото: РИА Новости, фан-группы ВК Аделины Сотниковой и Алёны Леоновой, Wikipedia.

Выражаю признательность Агентству спортивной информации «Весь спорт» за сохранившийся архив новостей, а также всем пользователям YouTube, кто выложил видеоконтент, использованный в публикации.

Если вы увидите в тексте неработающие ссылки или фактические ошибки, сообщите, пожалуйста, автору.

 

Источник: sports.ru/